Пятница
26.04.2024
19:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное Большенагаткинское дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка" муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области
Главная Регистрация Вход
дистанционное консультирование »
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Дистанционное консультирование для педагогов.

Тема: «Формирование у дошкольников представлений о культуре и истории региона»

Автор: Якушова Марина Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР д/с «Сказка»

 

Воспитание любви к «малой Родине» – родному краю, в дошкольном детстве, является важной ступенью в формировании у детей важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а так же начала гражданской активности и социально значимых качеств.

Задачи:формировать у дошкольников систему элементарных представлений о культуре и истории региона;

- воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям края, его жителям;

- приобщать детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре  Поволжья;

-   развивать у малышей национальное самосознание, уважение к себе и своему народу, толерантное отношение к культурам других национальностей.

Данные задачи можно решать путем:

1. Приобщения детей  к истории региона и его современности.

2. Знакомства с региональными народными праздниками Поволжья.

3. Разучивания подвижных игр народов Среднего Поволжья.

Для становления гражданина своей малой Родины  и страны в целом, необходимо использовать региональные культурно-исторические ценности. Изучение истории, природы, культуры родного края вызывают у детей невольное удивление, восхищение, интерес к его прошлому и настоящему. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, и это способствует накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения к своему краю и следовательно воспитанию патриота своей Малой и Большой Родины.

Симбирско-Ульяновское Поволжье является полиэтническим регионом средней полосы России. Здесь соприкосновение и взаимопроникновение культур разных национальностей: русских, татар, чувашей, мордвы и других народов. На поволжской земле названные культуры существовали рядом друг с другом долгие годы и веками формировали самобытную культуру данного края. Культура Симбирско-Ульяновского региона богата и разнообразна по своему содержанию, в ней находят отражение устное и музыкальное народное творчество, бытовые обычаи, традиции и народные праздники.

   Следует отметить,  что региональная музыкальная культура – не застывшая форма, отображающая когда – то происходившие процессы. Это не окаменевшие обряды и не оцепеневшие на века песни, танцы. Это живой, развивающийся, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.

   Использование  произведений музыкального народного творчества в общеобразовательной работе с детьми дошкольного возраста способствует претворению в практику воспитания основных педагогических принципов педагогики, реализации регионального и национального компонентов образования эстетических чувств, формировании морального облика, активизации умственных способностей ребенка.

   Не только на занятиях, праздниках, развлечениях дети соприкасаются с этим прекрасным видом искусства. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

   Условия, помогающие взрослым и детям погрузиться в музыкальный мир поликультурной среды:

- создание музыкальной среды и обеспечения возможности детям слушать музыку разных народов Поволжья;

-организация фольклорных ансамблей детей и взрослых, отбор соответствующего репертуара;

-наличие национальных костюмов и атрибутов для проведения музыкальных обрядов;

-оформление  соответствующего интерьера групповых комнат;

-подготовка педагогов ДОУ к активному освоению и трансляции музыкальных народных традиций.

Большое значение в краеведческой работе имеют народные игры. Народные игры имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколения. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки, развивают физически.  У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. У каждой национальной, этнической и культурной группы свои народные (традиционные) детские игры, имеющие в настоящее время, большую культурную и образовательную ценность. Однако это достояние не всегда зафиксировано и находятся под угрозой исчезновения, а многие незаслуженно забыты

Народные игры – это элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении  длительного периода. Исходя из этого, знакомить детей с народными играми в нашем детском саду мы начали во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями нашего региона. Именно такой подход приобщает ребенка к традициям, народной культуре, воспитывает поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры.

 

Образовательное мероприятие в старшей группе

на тему: «Ульяновск – главный город родного края»

 

Задачи:

  1. Формировать у детей представление о местоположении края, города на географической карте.
  2. Познакомить с символикой города, мелодией гимна.
  3.  Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине».

Ход:  Россия – страна, в которой мы живем. В России очень много городов, поселков, деревень. Ульяновск – один из городов России. Наш город расположен на берегу реки Волга, поэтому и край, в котором мы живем, называется поволжским.

Посмотри на географическую карту. Она разноцветная – синяя, зеленая, желтая, коричневая! Так на карте зашифрованы леса, степи, поля, горы, реки, моря.

Попробуй расшифровать эти цвета (высказывание детей).

Послушай отрывок из стихотворения:       

Величавая Волга,
         Царица - река,

И Свияга – лазурная, чистая.

Близ него положили свои берега,

И зеркальна их гладь серебристая.         П.Алесандров

Посмотри на карту схему и определи название рек, между которыми расположен г.Ульяновск.
Какую из рек ты назовешь Волгой, а какую Свиягой?

   В каждом городе, селе живет много людей, все они и мы с тобой называемся жителями, жителей каждого города называют по–разному: в Москве – москвичи; в Самаре – самарцы; в Казане – казанцы. А как называют жителей Ульяновска? Как называли жителей Симбирска?

 У каждой страны есть свой герб и флаг. Герб и флаг отличают одну страну от другой.

 Назови, что изображено на гербе России.

 Из предложенных разноцветных полосок составь флаг России.

 Свои символы есть не только у страны, но  и у каждого города. В древности на гербах Русских городов рисовали разных животных. Эти животные   показывали силу, отвагу, ловкость, смекалку, которой обладали жители города. Герб города Ярославля украшал сильный медведь, а благородный лось – герб Нижнего Новгорода.

На нежно-голубом фоне герба Симбирска изображена белоснежная колонна, украшенная лавровой ветвью. Этот герб означал верность и преданность жителей города России.

Посмотри на гербы разных городов. Отметь звёздочкой герб нашего города

Пофантазируйте, придумайте и нарисуйте герб своего детского сада.

          Почему он получился у тебя таким, что он означает?


Образовательное мероприятие в старшей группе ДОУ «Сказка»

на тему: «Народы Поволжья»

Задачи:

  1. Закрепить  представления детей о том, что люди разных национальностей нашей страны живут в дружбе между собой.
  2. Закрепить название родного края – Ульяновское Поволжье.
  3.  Познакомить детей с трудом, бытом, искусством народов Поволжья (чуваш, татар, русских, мордвы).
  4.  Воспитывать дружелюбное отношение к детям других национальностей.

Материал: русский сарафан, «каравай», музыкальное сопровождение.

Ход:  В русском сарафане воспитатель входит в группу, в руках поднос с караваем.

- Здравствуйте дети.

- По обычаю русские в своих домах всегда встречали гостей хлебом, солью. Сегодня я пришла к вам в гости с пышным караваем. Хочу вас угостить вкусным хлебом, поводить с вами хороводы и поговорить о нас с вами (угостить)

-Я знаю, что вы дружные ребята, бывают, конечно, иногда и ссоры, но вы просите друг у друга прощение и миритесь, заботитесь друг о друге (Как?), помогаете. Хотя у вас и характеры  разные и привычки и даже национальности. Здесь есть и русские и чуваши и татары.

- Ребята, вспомните, где находится наше село?

- Оно расположено недалеко от города Ульяновска,  реки Волги. Живём мы с вами в Ульяновском Поволжье. В Поволжье живут народы более 80 национальностей. Но преобладают русские, татары, чуваши, мордва.

Русские люди Ульяновского Поволжья занимались земледелием – сеяли рожь, пшеницу, горох, выращивали свиней, коз, коров, птицу. Одним из занятий русских было пчеловодство и рыболовство. Отдельными видами промыслов (гончарным, кузнечным, слесарным, ткацким, портняжным, сапожным) занимались почти исключительно русское население.

Рассмотреть в альбоме костюм.

Хороводная игра «На горе-то калина»

У татар свой национальный костюм, и род занятий. Они в основном занимались полеводством и коневодством; разводили овец, кур, гусей, молочный скот.

Рассмотреть одежду, народное творчество в альбоме.

(народное творчество разнообразно  - обработка дерева, художественная вышивка, узорное ткачество, а также и устное поэтическое творчество (сказки и легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки)

Стихотворение «Колыбельная»

- Чуваши, живущие в Поволжье, также занимались земледелием, разведением скота, выращиванием хмеля, чуваши были искусными плотниками.

Одежду рассмотреть в альбоме.

- Народное творчество: резьба по дереву, вышивка, узорное тканье, песни, стихи.

Стихотворение «Уточка»

-  Дети, русские, татары, чуваши, мордва живут в Ульяновском Поволжье уже давно, живут в мире и согласии. Как вы понимаете эти слова?

-Да как мы с вами дружно, не ссорятся, помогают друг другу.

Татарская подвижная игра «Наездники»

 

 

Вход на сайт

...
Оцените качество условий осуществления образовательной деятельности


...
Президент России
Правительство Ульяновской области
Министерство образования и науки Ульяновской области
Министерство образования РФ
Российское образование. Федеральный портал.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Профессиональное образование в Ульяновской области
Портал информационной и технической поддержки программного обеспечения образовательных учреждений Российской Федерации
Баннер справочно-информационного портала «Государственные услуги»
Правительство Ульяновской области Комитет по надзору и контролю в сфере образования
Муниципальное учреждение отдел образования администрации МО Цильнинский район Ульяновской области

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz