Дистанционное консультирование для педагогов.
Тема: «Формирование у дошкольников представлений о культуре и истории региона»
Автор: Якушова Марина Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ЦРР д/с «Сказка»
Воспитание любви к «малой Родине» – родному краю, в дошкольном детстве, является важной ступенью в формировании у детей важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а так же начала гражданской активности и социально значимых качеств.
Задачи: – формировать у дошкольников систему элементарных представлений о культуре и истории региона;
- воспитывать положительное отношение и интерес к культурно-историческим ценностям края, его жителям;
- приобщать детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре Поволжья;
- развивать у малышей национальное самосознание, уважение к себе и своему народу, толерантное отношение к культурам других национальностей.
Данные задачи можно решать путем:
1. Приобщения детей к истории региона и его современности.
2. Знакомства с региональными народными праздниками Поволжья.
3. Разучивания подвижных игр народов Среднего Поволжья.
Для становления гражданина своей малой Родины и страны в целом, необходимо использовать региональные культурно-исторические ценности. Изучение истории, природы, культуры родного края вызывают у детей невольное удивление, восхищение, интерес к его прошлому и настоящему. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, и это способствует накоплению опыта эмоционально-ценностного отношения к своему краю и следовательно воспитанию патриота своей Малой и Большой Родины.
Симбирско-Ульяновское Поволжье является полиэтническим регионом средней полосы России. Здесь соприкосновение и взаимопроникновение культур разных национальностей: русских, татар, чувашей, мордвы и других народов. На поволжской земле названные культуры существовали рядом друг с другом долгие годы и веками формировали самобытную культуру данного края. Культура Симбирско-Ульяновского региона богата и разнообразна по своему содержанию, в ней находят отражение устное и музыкальное народное творчество, бытовые обычаи, традиции и народные праздники.
Следует отметить, что региональная музыкальная культура – не застывшая форма, отображающая когда – то происходившие процессы. Это не окаменевшие обряды и не оцепеневшие на века песни, танцы. Это живой, развивающийся, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.
Использование произведений музыкального народного творчества в общеобразовательной работе с детьми дошкольного возраста способствует претворению в практику воспитания основных педагогических принципов педагогики, реализации регионального и национального компонентов образования эстетических чувств, формировании морального облика, активизации умственных способностей ребенка.
Не только на занятиях, праздниках, развлечениях дети соприкасаются с этим прекрасным видом искусства. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
Условия, помогающие взрослым и детям погрузиться в музыкальный мир поликультурной среды:
- создание музыкальной среды и обеспечения возможности детям слушать музыку разных народов Поволжья;
-организация фольклорных ансамблей детей и взрослых, отбор соответствующего репертуара;
-наличие национальных костюмов и атрибутов для проведения музыкальных обрядов;
-оформление соответствующего интерьера групповых комнат;
-подготовка педагогов ДОУ к активному освоению и трансляции музыкальных народных традиций.
Большое значение в краеведческой работе имеют народные игры. Народные игры имеют многовековую историю, передаваясь из поколения в поколения. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки, развивают физически. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своей страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. У каждой национальной, этнической и культурной группы свои народные (традиционные) детские игры, имеющие в настоящее время, большую культурную и образовательную ценность. Однако это достояние не всегда зафиксировано и находятся под угрозой исчезновения, а многие незаслуженно забыты
Народные игры – это элемент духовного потенциала народа, формировавшегося на протяжении длительного периода. Исходя из этого, знакомить детей с народными играми в нашем детском саду мы начали во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями нашего региона. Именно такой подход приобщает ребенка к традициям, народной культуре, воспитывает поколение, осознающее себя в непрерывном контексте истории, людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры.
Образовательное мероприятие в старшей группе
на тему: «Ульяновск – главный город родного края»
Задачи:
- Формировать у детей представление о местоположении края, города на географической карте.
- Познакомить с символикой города, мелодией гимна.
- Продолжать формировать интерес детей к «малой Родине».
Ход: Россия – страна, в которой мы живем. В России очень много городов, поселков, деревень. Ульяновск – один из городов России. Наш город расположен на берегу реки Волга, поэтому и край, в котором мы живем, называется поволжским.
Посмотри на географическую карту. Она разноцветная – синяя, зеленая, желтая, коричневая! Так на карте зашифрованы леса, степи, поля, горы, реки, моря.
Попробуй расшифровать эти цвета (высказывание детей).
Послушай отрывок из стихотворения:
Величавая Волга,
Царица - река,
И Свияга – лазурная, чистая.
Близ него положили свои берега,
И зеркальна их гладь серебристая. П.Алесандров
Посмотри на карту схему и определи название рек, между которыми расположен г.Ульяновск.
Какую из рек ты назовешь Волгой, а какую Свиягой?
В каждом городе, селе живет много людей, все они и мы с тобой называемся жителями, жителей каждого города называют по–разному: в Москве – москвичи; в Самаре – самарцы; в Казане – казанцы. А как называют жителей Ульяновска? Как называли жителей Симбирска?
У каждой страны есть свой герб и флаг. Герб и флаг отличают одну страну от другой.
Назови, что изображено на гербе России.
Из предложенных разноцветных полосок составь флаг России.
Свои символы есть не только у страны, но и у каждого города. В древности на гербах Русских городов рисовали разных животных. Эти животные показывали силу, отвагу, ловкость, смекалку, которой обладали жители города. Герб города Ярославля украшал сильный медведь, а благородный лось – герб Нижнего Новгорода.
На нежно-голубом фоне герба Симбирска изображена белоснежная колонна, украшенная лавровой ветвью. Этот герб означал верность и преданность жителей города России.
Посмотри на гербы разных городов. Отметь звёздочкой герб нашего города
Пофантазируйте, придумайте и нарисуйте герб своего детского сада.
Почему он получился у тебя таким, что он означает?
Образовательное мероприятие в старшей группе ДОУ «Сказка»
на тему: «Народы Поволжья»
Задачи:
- Закрепить представления детей о том, что люди разных национальностей нашей страны живут в дружбе между собой.
- Закрепить название родного края – Ульяновское Поволжье.
- Познакомить детей с трудом, бытом, искусством народов Поволжья (чуваш, татар, русских, мордвы).
- Воспитывать дружелюбное отношение к детям других национальностей.
Материал: русский сарафан, «каравай», музыкальное сопровождение.
Ход: В русском сарафане воспитатель входит в группу, в руках поднос с караваем.
- Здравствуйте дети.
- По обычаю русские в своих домах всегда встречали гостей хлебом, солью. Сегодня я пришла к вам в гости с пышным караваем. Хочу вас угостить вкусным хлебом, поводить с вами хороводы и поговорить о нас с вами (угостить)
-Я знаю, что вы дружные ребята, бывают, конечно, иногда и ссоры, но вы просите друг у друга прощение и миритесь, заботитесь друг о друге (Как?), помогаете. Хотя у вас и характеры разные и привычки и даже национальности. Здесь есть и русские и чуваши и татары.
- Ребята, вспомните, где находится наше село?
- Оно расположено недалеко от города Ульяновска, реки Волги. Живём мы с вами в Ульяновском Поволжье. В Поволжье живут народы более 80 национальностей. Но преобладают русские, татары, чуваши, мордва.
Русские люди Ульяновского Поволжья занимались земледелием – сеяли рожь, пшеницу, горох, выращивали свиней, коз, коров, птицу. Одним из занятий русских было пчеловодство и рыболовство. Отдельными видами промыслов (гончарным, кузнечным, слесарным, ткацким, портняжным, сапожным) занимались почти исключительно русское население.
Рассмотреть в альбоме костюм.
Хороводная игра «На горе-то калина»
У татар свой национальный костюм, и род занятий. Они в основном занимались полеводством и коневодством; разводили овец, кур, гусей, молочный скот.
Рассмотреть одежду, народное творчество в альбоме.
(народное творчество разнообразно - обработка дерева, художественная вышивка, узорное ткачество, а также и устное поэтическое творчество (сказки и легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки)
Стихотворение «Колыбельная»
- Чуваши, живущие в Поволжье, также занимались земледелием, разведением скота, выращиванием хмеля, чуваши были искусными плотниками.
Одежду рассмотреть в альбоме.
- Народное творчество: резьба по дереву, вышивка, узорное тканье, песни, стихи.
Стихотворение «Уточка»
- Дети, русские, татары, чуваши, мордва живут в Ульяновском Поволжье уже давно, живут в мире и согласии. Как вы понимаете эти слова?
-Да как мы с вами дружно, не ссорятся, помогают друг другу.
Татарская подвижная игра «Наездники»
|