Организация экологических акций в дошкольном учреждении как технология формирования личностно-социальной компетентности детей.
Дистанционное консультирование.
Автор: Муртакова И.Н.- воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад "Сказка" МО "Цильнинский район",Ульяновская область
«Истинное воспитание состоит не только в правилах, сколько в упражнениях»
Ж. Руссо
Наше дошкольное учреждение представляет опыт работы с детьми в области экологического воспитания, а так же нетрадиционную форму работы с родительской общественностью, где проведение экологических акций рассматриваются как социально-значимое мероприятие.
Яркой формой выражения отношения экологической культуры, является, деятельность ребёнка, а так же всех участников экологического процесса. Присутствие в содержании деятельности, элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, людям, себе. Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.
Взрослый, и прежде всего семья, для ребёнка и партнёр по игре, и образец для подражания, и эксперт по оценке знаний, умений, поведения и отношения. Нельзя иметь в виду то, что детский сад – первый в жизни ребёнка социальный институт. Первое соприкосновение ребёнка с социокультурной средой происходит в семье. Именно там ребёнок приобретает нормы поведения, отношения. Формирование экологической культуры зависит, на сколько качественным будет процесс усвоения социальных правил, действий, отношений.
АКЦИЯ – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течении всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
Алгоритм проведение акций:
- цель (каждая акция имеет свою цель);
- задачи (выполняются общие и конкретные);
- объект (на что направлено – птицы, деревья…);
- участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
- этапы:
1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
ВИДЫ АКЦИЙ:
Осень:
1. « Не упади, семечко!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц);
2. «Крошки на ладошке» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).
Зима:
1. «Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки – «Ёлочка – зелёная иголочка»);
2. «Огород на окне» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).
Весна:
1. «Чистый двор» (это акция «Чистый двор» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).
2. «Домик на шесте» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно прилепить во дворе своего дома, на даче).
3. Весной начинает старт экологическая акция «Расти, росток!» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).
Лето:
1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».
«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».
Экологическая акция «Крошки на ладошке»
Цель и задачи:
- Продолжать учить детей замечать красоту родного края; закрепить умение узнавать зимующих птиц родного края;
- Развивать способность детей переживать за других, вызывать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам и проявлять заботу о них;
- Привлечь внимание широкой общественности к нуждам зимующих птиц.
Условия проведения:
- Акция проводится в зимний период времени (ноябрь – февраль);
- Место проведения: территория детского сада и прилегающие дома;
- К работе активно привлекаются дети, их родители, сотрудники детского сада, а также жители ближайших домов;
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ И СРОКИ:
№
|
Виды деятельности
|
Сроки
|
1
|
Цикличные наблюдения за зимующими птицами на участке детского сада
|
В течение года
|
2
|
Беседа о зимующих птицах
|
Декабрь
|
3
|
Выпуск экологического журнала для родителей «Смастери и помоги»
|
Ноябрь
|
4
|
Вывешивание кормушек
|
Декабрь
|
5
|
Сбор корма, в том числе изготовление рябиновых бус, сальных клёцк
|
Сентябрь - февраль
|
6
|
Дидактические игры с использованием материала о зимующих птицах
|
В течение всего периода
|
7
|
Чтение и заучивание стихов о зимующих птицах
|
Декабрь, январь
|
8
|
Составление ребусов
|
Январь. Февраль
|
9
|
Знакомство с народными приметами . разучивание пословиц и поговорок
|
В течение всего периода
|
10
|
Экологически ориентированное рисование на тему: «Столовая для птиц»
|
Январь
|
11
|
Игра – викторина «Птичья азбука»
|
Январь
|
12
|
Проведение воспитательно – образовательных мероприятий
|
В течение всего периода
|
13
|
Экологическое развлечение «Птицы – наши друзья»
|
февраль
|
ПРИМЕТЫ:
1. Звери и птицы рано полиняли – к суровой зиме.
2. Если вороны устраивают в небе хороводы – к снегопаду.
3. Ворона кричит – к метели.
4. Если птицы замолкают – жди холодов.
5. Дятел часто выстукивает дробь – к потеплению.
6. Гуси и утки под крыло клюв прячут – к холоду.
7. Воробьи собирают пух и перья – жди через несколько дней сильных морозов.
8. Снегирь под окном чирикает – к потеплению.
9. Вороны к югу носами сидят – к потеплению.
10. На Новый год день прибавился на воробьиный скачок.
ЗАГАДКИ:
1. Хоть я не молоток – по дереву стучу:
В нём каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (дятел)
2. Непоседа пёстрая птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
3. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
4. Маленький мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крошки собирает. (воробей)
5. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло. (сова)
6. Маленькая птичка, желтогрудая певичка.
Звонко песенку поёт, сало вкусное клюёт. (синица)
7. Гладенький. Аккуратненький,
Весь день воркует, дружка целует. (голубь)
ПТИЧЬЯ АЗБУКА
Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Муртакова И.Н., воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Сказка», высшая квалификационная категория
ПЕДАГОГ: Добрый вечер, дорогие, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей игре «Птичья Азбука». (звучит фонограмма «Зимний ветер, вьюга»)Какое время года наступило? О каких птицах мы с вами сегодня поговорим? Как вы уже догадались. Наша игра посвящена зимующим птицам. Бывая в сквере и просто, когда мы идём в детский сад, мы встречаем птиц. Их жизнь полна чудес и загадок. И сегодня мы попытаемся открыть одну из страничек удивительного мира зимующих пернатых. Нашу игру мы начнём с разминки.
1 ИГРА: «Не сорока, не ворона»
Выбирается ведущий
(для игры берутся карточки с изображением легко узнаваемых птиц: воробей, синица, голубь, галка, снегирь и т. д.)
ВЕДУЩИЙ : (показывает карточку и обращается к игрокам) Не сорока , не ворона, и не чайка. А какая птица отвечай-ка!?
ПЕДАГОГ: В нашей викторине принимают участие 2 команды: «Снегирек» и «Воробушек». Игра состоит из трёх туров. Команды будут отвечать на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ дети получают карточку на которой нарисован птичий корм (зёрнышки, семечки, рябина и т.д.) .
Победит та команда, которая лучше накормит зимующих птиц.
1 ТУР:
Итак перед вами птицы: галка, зеленушка, клёст, глухарь, дятел, сова.
ВОПРОСЫ:
1. Много имён у этой птицы. Её называют лесным доктором, лесным плотником, а ещё лесным поваром, за то , что она зимой подкармливает мелких лесных птичек семенами шишек и насекомыми. Что это за птица?
ОТВЕТ: дятел
2. Угадай – ка, что за птица –
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова, это -… (СОВА)
3. Трудно увидеть эту маленькую красивую птичку летом. А вот зимой среди сугробов белых, да на голых ветках деревьев она, как яркий зелёный листочек, издалека заметна. (ЗЕЛЕНУШКА)
4. Эти птицы появляются в посёлке только осенью. Их можно встретить в стае ворон. А узнать её очень легко: носят эти птицы на шее «белые бусы». Что это за птица? (ГАЛКА)
5. Завывает вьюга в зимнем лесу, от мороза деревья трескаются. А эта птица в самую стужу гнездо мастерит, птенцов выводит. И клюв у неё необычный – крестообразный. Что это за птица? (КЛЁСТ)
6. В глухих сосновых борах живёт птица похожая на индюка. Называют её лесным парикмахером, за то, что зимой она , питаясь хвоей деревьев, постригает иголочки. Что это за птица? (ГЛУХАРЬ)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
2-й ТУР:
Перед вами картинки с изображением птиц. У каждой птицы своё имя: свиристель, снегирь, поползень, сорока , голубь.
ВОПРСЫ:
1. В названии каких слов есть звук «Р»?
2. Звук «Г»?
3. Звук «С»?
4. Звук «П»?
5. Звук «З»?
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
3-й ТУР: Логическая цепочка
1-ая цепочка: картинки с изображением птиц – ворона, галка, грач, свиристель, скворец расположены в один ряд.
ВОПРОС: Перед вами пять птиц (называет их). Я думаю, что все они зимующие. А как думаете вы. Если вы видите среди них перелётных назовите их.
ОТВЕТ: грач и скворец – перелётные птицы.
2-ая цепочка: синица , воробей, галка, сорока, голубь, снегирь.
ВОПРОС: Перед вами птицы (называет их). Птицы бывают зерноядные, насекомоядные и хищные. Я думаю, что все перечисленные птицы – зерноядные.
А как думаете вы?
ОТВЕТ: синица – насекомоядная; галка и сорока – хищные.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:
ПЕДАГОГ: А сейчас мы проверим зрители какой команды более активны. В своей игре я буду называть только зимующих птиц, но если вы услышали, что появились не птицы, а что- то другое, дайте мне знать. Можете хлопать в ладоши.
- Прилетали птицы: голуби, синицы, мухи, снегири…(хлопают)
- Что неправильно?
- Мухи!
- Прилетели птицы: голуби, синицы, свиристели, вороны, галки, макароны (хлопают).
- Прилетели птицы: голуби, куницы (хлопают, куница – это лесной зверёк)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, снегири, чижи, галки, воробьи, комары (хлопают, комары – это насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, воробьи, вороны, дрозды, кукушки. даже совы, лебеди и утки и спасибо шутке.
ПЕДАГОГ: В итоге победила команда «Снегирёк». Она больше всех набрала карточек и сытнее накормила зимующих птиц.
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
( медальки с изображением зимующих птиц. На обратной стороне медальки надпись: «Крошки на ладошке». |